Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!

Здоровое питание

Дата: 6 апреля 2016 в 15:40, Обновлено 7 апреля 2016 в 16:29
Автор: Волис Т. И.

 

В еде не будь до всякой пищи падок,
Знай точно время, место и порядок

                                              Авиценна

К составлению полноценного рациона учащегося требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.

Современный ученик, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день учащиеся должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для ученика.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак учащихся должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность учащихся.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей учащихся, – это жиры. На их долю приходится от 20 до 30 % от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе учащегося должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка – смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки – это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Учащиеся 7 – 11 лет должны получать в сутки 70 – 80 г белка, или 2,5 – 3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12 – 17 лет – 90 – 100 г, или 2 – 2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки – юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116 – 120 г в возрасте 10 – 13 лет, и до 132 – 140 г в возрасте 14 – 17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65 – 60 %, у взрослых – 50 %. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, также, как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока – 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует 12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин – рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Пища – фактор, обеспечивающий человека энергией и компонентами, необходимыми для роста и развития организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, работоспособности, используется в профилактике и лечении различных заболеваний. Вкус пищи, её аромат, внешний вид могут влиять на настроение человека. Таким образом, питание человека должно быть построено так, чтобы оно полностью обеспечивало потребность организма в энергии и веществах, необходимых для его роста и развития.

В буфете учреждения образования имеется в наличии необходимый ассортимент продуктов, отвечающий здоровому питанию, а именно: йогурты, сырки, молочные коктейли, фрукты, соки, мюсли, гематоген, пектиносодержащие  сладости.

 

Меню ученика на день

Все начинается с завтрака

Завтрак – самый важный прием пищи. Очень часто люди не хотят есть с утра. Для того, чтоб у ребенка разыгрался аппетит утром, лучше всего не начинать его кормить, пока он окончательно не проснется. В этом очень хорошо помогает утренняя зарядка. На пробуждение может потребоваться 30 – 40 минут, поэтому просыпаться стоит пораньше. Завтрак должен быть полноценным и давать достаточное количество энергии на 3 – 4 часа.

Он может состоять из всевозможных каш, картофельного пюре, макарон или вермишели. Очень полезно также за 20 мин. до основного блюда дать ребенку фруктов или ягод. Это дополнительно подогреет аппетит и положительно скажется на моторике ЖКТ, не говоря о витаминах, энзимах и прочих полезных компонентах, содержащихся в плодах. Запить завтрак можно натуральным соком, чаем, компотом, какао или кофе с молоком.

Второй завтрак

Второй завтрак может включать:

  • Фрукты. Отличный перекус для ребенка. Ведь в них содержится большое количество витаминов, микро- и макроэлементов, энзимов, биофлавоноидов и пр. полезных веществ. Они содержат ту самую клетчатку, приносящую огромную пользу желудочно-кишечному тракту, которой так не хватает в рационе подавляющего количества людей.
  • Печенье. Присмотритесь к тем видам печенья, которые не только вкусны, но и не наносят вреда при его употреблении. Для этого внимательно читайте состав на упаковке. А лучшим вариантом будет, конечно же, печенье, сделанное дома, собственными руками, тогда-то вы будете точно знать, что туда положили.
  • Вода. Обязательно давайте ребенку обычную питьевую негазированную воду. Ребенок, как и взрослый, нуждается в питье именно воды, и никакой сок, чай или другой напиток не в силах заменить ее. Сколько нужно воды вашему ребенку выпивать в сутки? Очень просто посчитать 30 мл × 1 кг массы тела.

Обед

В обеденное время ребенку необходимо получать первое, второе и десерт.

  • Первое. Сюда может входить незначительное количество мясного, рыбного или овощного супа, борща, солянки, щей или других жидких горячих блюд.
  • Второе. Здесь подойдет любой гарнир с добавлением отварного или тушеного мяса, или рыбы и тушеных овощей.
  • Десерт. Десерт может включать в себя любую сладость на ваше усмотрение.

Полдник

Между обедом и ужином целесообразно сделать небольшой перекус. Ребенку можно дать:

  • Йогурт с печеньем.
  • Свежие фрукты.
  • Чай с бутербродом (хлеб, масло, сыр).
  • Молоко с булочкой.

Ужин

В вечернее время кормите ребенка легко, переедать не стоит. Ужинать желательно минимум за 2 часа до сна. Что можно предложить ребенку:

  • Яичница или омлет.
  • Творог.
  • Тушеные овощи.
  • Гречневую, рисовую или овсяную кашу.
  • Тушеную рыбу.

Что следует исключить из питания юного школьника

В первую очередь из рациона ребенка стоит исключить или свести к минимуму фабричную пищу. Если же вы все-таки покупаете такие продукты, то обязательно ознакомьтесь с составом, прежде чем купить. Ведь только вы пока несете ответственность за здоровье ребенка.

Продукты, от которых стоит отказаться совсем:

  • Чипсы, снеки, сухарики с вкусовыми приправами
  • Колбасные изделия
  • Любые полуфабрикаты
  • Жвачки
  • Леденцы на палочках
  • Все без исключения газированные напитки
  • Фастфуд

К этому вопросу любому родителю необходимо подойти со всей ответственностью, ведь правильное питание школьника – это не только здоровье и правильное развитие организма, но и так всеми нами желаемая успеваемость нашего отпрыска.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.