Работа с синонимами как средство обогащения словарного запаса младших школьников
Работа над синонимами в школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса учащихся, а также в развитии устной и письменной речи. Поэтому встает вопрос о том, какие нужно выбирать упражнения и задания по лексической синонимии для обогащения словарного запаса учащихся.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской: Родина – отечество, отчизна; храбрый – смелый.
Дети в основном выполняют практическую работу, такую как:
1) Найти в текстах синонимы, определить их смысл, какие у них различия, особенности;
2) Подобрать синоним к данному слову;
3) Исправить речевые ошибки (при неудачном употребление слова);
4) Заменить в тексте синоним словом, более подходящим и д.р.
Синонимы дают возможность подобрать самое точное слово для высказывания мысли и передать его отличительный оттенок смысла. Синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд). В частности все слова группы принадлежат к одной части речи. В каждом ряду выделяется главное слово (доминанта) – это некое основное, опорное слово, которое в смысловом значении наиболее вместительное и с точки зрения стилистики – нейтральное. Следующие слова ряда раскрывают и уточняют смысловую структуру доминанты.
Например:
- имена прилагательные - грустный – печальный, невеселый, унылый, горестный;
- имена существительные - беда – несчастье, бедствие, горе, катастрофа;
- глаголы – бежать – мчаться, нестись, лететь.
В работе по пополнению словарного запаса можно использовать лексико-семантические упражнения, направленные на выяснение семантики лексических единиц в тексте, на раскрытие их сущности и отличительных признаков. Но перед тем как проводить их с детьми необходима предварительная работа с текстами произведений (чтение, пересказ прочитанного и т.п.).
При работе с синонимами необходимо регулярно проводить закрепление и повторение материала. С учащимися можно проводить следующего вида лексико-семантические упражнения:
1. Подбери из группы синонимов наиболее точный по смыслу признак к каждому предмету:
Журавль – огромный, крупный, громадный, исполинский, гигантский, большой, колоссальный, значительный, грандиозный;
Клюв у журавля – длинный, удлиненный, продолговатый, вытянутый.
2. Замените словосочетания одним словом: возвратиться домой – (вернуться) …
3. Кто больше назовет синонимов к словам радость, печаль …
4. Замените предложение другим, похожим по смыслу: Сегодня солнечный день - стоит ясный день.
5. Замените в стихотворении выделенные слова синонимами: Матросская шапка, веревка в руке, тяну я кораблик по быстрой реке – Матросская шапка, веревка в руке, тащу я кораблик по стремительной реке.
Работа над синонимами должна начинаться с первого класса, включая в себя следующие этапы:
1. Подбор близких по смыслу слов;
2. Выделение в тексте синонимов;
3. Выяснение оттенков и значений этих слов;
4. Введение слова в другой контекст – составление предложений;
5. Использование в связной речи слов – синонимов.
На начальном этапе работы с синонимами (1 класс), детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, а разумнее заменять на слова – братья или слова – друзья. А вот с понятием синонимы и синонимический ряд целесообразней знакомить детей во втором классе.
Можно проводить с детьми игру «Раскрой цветок». На лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на обратной стороне – второго столбика. Ученик должен угадать слово – синоним, записанное на обратной стороне, перевернуть листок и прочитать слово.
Школьник ученик
Спешить торопиться
Изба дом
Дождь ливень
Храбрый смелый
Особое место следует отводить синонимам – прилагательным, т. к. по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи. Проводя работу над отрывком из стихотворения В. Жуковского «Жаворонок», предлагает ученикам следующие задания:
- Найти в данном отрывке имена прилагательные:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- Пользуясь словарем, подобрать к именам прилагательным слова – синонимы, объяснить их значения. Подумать, почему автор использовал именно эти прилагательные.
Можно использовать такие задания:
- Выбрать из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы:
За (плохим, худым, недобрым, нехорошим) пойдешь, (плохое, отвратительное, худое, скверное, дурное) найдешь.
На уроках использует игры – соревнования. Например: « Кто больше?»
Каждому ряду дается задание:
- подобрать как можно больше синонимов к словам:
Идет, смешной, метель
Выигрывает тот, кто подберет больше синонимов.
Большую долю в проводимых занятиях занимают задания, направленные на лексическую сочетаемость прилагательного с существительным. Такие упражнения полезны для поиска слов с наиболее подходящим значением, что впоследствии позволяет учащимся без особых затруднений подбирать синонимы при изложении.
Изучение глагола также значительно продвигает речевое развитие учащихся. Понятие о глаголах-синонимах закрепляется системой упражнений, основной принцип которых заключается в расширении пассивного словарного запаса детей за счёт новых слов.
После проведённых упражнений проводится практическая работа по использованию синонимов в речи. Особенно важна работа по предупреждению ошибок использования несочетаемых слов. Этому способствуют задания, показывающие лексическую сочетаемость в словосочетаниях и предложениях слов-синонимов с тем или иным словом.
Хорошей подготовкой к написанию изложений, сочинений и выстраиванию связных высказываний становятся упражнения, в ходе которых ученики редактируют предложения, заменяя повторяющиеся слова. На данных занятиях рассматривается ещё одно применение синонимов - исключение повторений одного и того же слова в предложении и тексте.
На следующем этапе рассматривается синонимия многозначных слов. Данная тема позволяет узнать, что разные значения одного слова имеют свой ряд синонимов. Это особенно важно для понимания того, что синонимы также необходимы для более точного выражения мысли.
В четвертом классе внимание акцентируется на использовании детьми синонимов в собственной речи, а также проводится работа по исправлению ошибок.
Изучение синонимов, наблюдение над их использованием в речи, чрезвычайно важно для понимания богатых возможностей современного языка, для развития языкового чутья, речевых способностей каждого, кто хочет овладеть тайнами родного языка, кто испытывает особый интерес к нему.
Список использованной литературы:
1. Богаевская Т.А. Работа с синонимами на уроках русского языка как средство развития устной и письменной речи младших школьников. – 2014. // URL:
2. Дудникова Н.В. Обобщение опыта по теме «Обогащение словарного запаса младших школьников как средство формирования речевой компетентности». – 2017. // URL: