Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Консультации учителя-дефектолога

Дата: 28 февраля в 16:31, Обновлено 12 декабря в 14:32
Автор: Волис Т. И.

Особенности адаптации первоклассников
к школьной жизни.

Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более неадекватным будет это напряжение - либо малым, либо чрезмерным.

Первый год обучения в школе особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым сверстникам и взрослым. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Основными критериями адаптированного первоклассника являются:

  • положительное отношение к школе,
  • умение входить в контакт со взрослыми и сверстниками и поддерживать его,
  • адекватное восприятие школьных требований,
  • лёгкое усвоение учебного материала,
  • проявление самостоятельности и творческого начала при выполнении учебных и
    иных поручений,
  • благоприятное статусное положение в классе и др.

Адаптационный период - это временной отрезок, в течение которого происходит привыкание первоклассника к условиям, требованиям, системе обучения в школе. Поэтому весь первый класс мы говорим об адаптации.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. Активный период обучения начинается после этого периода адаптации.

Степень тяжести адаптации зависит от многих факторов. Среди них есть такие, которые школа не может устранить:

  • исходные на начало обучения уровень состояния здоровья и развития ребёнка,
  • уровень тренированности адаптационных возможностей в социальном плане и др.

Но есть и такие факторы, которые возможно регулировать:

  • оптимальный возраст начала обучения каждого ребёнка,
  • санитарно-гигиенические и материально-технические условия обучения,
  • режим работы в классе и группе продлённого дня,
  • обстановка в семье, величина учебной нагрузки,
  • учёт индивидуальных особенностей и др.

Готовность ребёнка к школе. Что же должен уметь ребёнок, чтобы быть готовым к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе. Что это такое?

Это прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую «внутреннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят: неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры; что это еще за «внутренняя позиция» школьника, о которой твердят психологи? Давайте прежде всего попробуем разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, и тогда вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка.

Хочет ли ребенок в школу?

Прежде всего мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в этот класс очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия - все для них внове, все впервые. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, игрушки, диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Так же важно рассказывать детям о том, что именно значит - быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции» школьника.

Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче? Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.

Ещё одно составляющее готовности к школе – это интеллектуальная готовность. Что же это такое? Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.

На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это прежде всего уровень развития его психических качеств - восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заменители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Это позволяет перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление в логическое. Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности.

Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения - одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.

Не менее важна для нас и волевая готовность, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Слышит ли рука глаз?

Нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. О трудности координации говорит тот факт, что многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут предложенные ранее графические диктанты. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу.

Советы дефектолога:"Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки, поучений, взаимных обид?"

1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

2. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.

3. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

4. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте его ведь, это не займет много времени.

5. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

6. 8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

7. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

8. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

9. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

10. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

Как научить ребенка читать молча?

- Зачем ребенка учить читать молча? - спросите Вы. -  Мы научим ребенка читать вслух, а молча он уже научится читать сам, - думают родители.

Конечно, так обычно и бывает. Чтение вслух постепенно переходит в чтение молча. И уже в 2-3 классе ребенок начинает читать про себя.

Все мы прекрасно знаем, что скорость чтения  молча всегда намного больше , чем при чтении вслух.  Но! Чтение молча вовсе не означает, что речевой аппарат не работает! Еще как работает! При чтении молча, движение губ и языка притормаживается лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении и интенсивность этих движений зависит от уровня развития навыка чтения. Вы замечали, что многие дети 2-ых,3-их и даже 4-ых классов при чтении молча шепчут или шевелят губами? Это и есть скрытая артикуляция, которая очень замедляет скорость чтения ребенка.

В таких случаях дети читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как информация передается в мозг и обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого гораздо меньше зрительного канала. А у зрительного канала нет установленного ограничения. 

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Надо научить читать молча без участия речевого аппарата. Как это сделать?

Есть достаточно много упражнений, которые обучают чтению молча и повышают уровень понимания прочитанного. Вот одно самое простое упражнение.

Многие, даже неплохо читающие дети «молча» могут читать только громким шепотом.

Пора переходить к чтению молча. Упражнение достаточно простое – надо просто читать молча. Чтобы все-таки артикуляционный аппарат отключить от чтения, надо было что-то держать во рту.  Взяли зубочистку и зажали ее губами.

Что Вы думаете? Получилось ли чтение молча? При первой попытке дети умудрились задвинуть зубочистку так, что губы могли шевелиться. И стали читать шепотом. Пришлось объяснять, что палочку надо крепко держать губами.

Если нет возможности шевелить губами, ведь там зубочистка, то пришлось шевелить другими органами речи. Некоторые дети не смогли читать молча, а просто гудели, т.е. произносили слова горлом. Значит, у этих детей еще не сформировалась внутренняя речь и процесс перехода внешней речи во внутреннюю немного застрял. Несмотря на то, что дети читают достаточно быстро для 2 класса, читать молча не получается. 

Можно, конечно, не торопить ребенка и ждать, пока он сам научится читать молча. Но дело в том, что если такому ребенку сказать: «Читай молча» и запретить даже шептать, то он просто не сможет прочитать.  А значит, задачу на математике, упражнение на уроке языка он просто не поймет и не сделает.

Совершенствование навыка чтения у обучающихся.

Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы

Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. При чтении "про себя" скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения, 120 слов в минуту.

При этом возникают вопросы:

- возможности выхода на этот уровень;

- обучения ребенка осознанному и правильному чтению;

- формирования навыков работы с разными видами текстов;

- определение уровня понимания прочитанного.

Как привести учащихся к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить выделять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению [1].

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность [1].

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

1. Вдох носом - выдох через рот.

Вдох - задержка дыхания - выдох.

Вдох - выдох по порциям. -

2. «Гудок приближается и удаляется»: вдох - на выдохе произносим М-М-М-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.

«Рычание собаки»: вдох - на выдохе Р-Р-Р-Р-Р.

«Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.

«Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.

«Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: ФУ! ФУ! ФУ! "

3. Летела муха около уха: Ж-Ж-Ж.

Летела оса около носа: С-С-С.

Летел комар и звенел: 3-3-3.

Сел на лоб, мы его хлоп -

И поймали: 3-3-3.

Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата.

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, и т.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА’-ДА-ДА, ДА-ДА’-ДА, ДА-ДА-ДА‘

3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б 3К Р М Н В С Т 3 Р Л Ш Н X

4. Читать цепочку слогов

ло ба жу

Лиса

жа си ня

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд.

1. Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2. Раздаточный материал - таблица Шульте (размер 20x20 см.)

Алгоритм использования:

1) как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;

2) старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.

4. «Робот».

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики-контакты.

У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.

Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок. Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. С большей скоростью проводить указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

слабо развитый артикуляционный аппарат тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны такие упражнения:

1. Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными;

2. Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

ЗЖИ НТО КТРИ

ДРУ ИБЗ СТРУ

3. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их. Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

4. Скороговорки.

Лена искала булавку. Булавка упала подлавку. Под лавку залезть было лень, Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.

б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: О, Е, В, Я, У.

Можно распечатать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

ТИГР ЛИСА СЛОН

КОШКА СТРКОЗА ЛЕВ

3. «Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

4. Дополни предложение:

Собака лаяла ...

Эти упражнения формируют орфографическую зоркость, расширяют словарный запас.

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. «Игра в прятки».

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Чтение со счетом слов. Памятка:

1) плотно сожми губы и зубы;

2) читай только глазами;

3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;

4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

3. Игровое упражнение «Догони».

Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

краска полк склон экран беда тепло

(каска) (кол) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. В начало слова или его конец

добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

РОЗА Г ПАР К

ВОЛ К УТКА Ш

ОСЫ К СТОЛ Б

3. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

ВОЗ РАК

ПРИЗ КОТ

БАЛ ВОЙ

БОЙ РОТ

БАНК ГЛАС

КОН КОН

4. «Вкусные слова».

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

конфеты пряники чай лимон

виноград вафли вишня банан

8. Упражнения, развивающие логическое мышление.

1. Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

3. «Поиск».

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4. Учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами. Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Речевая зарядка.

Упражнения для речевой зарядки.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения является речевая зарядка.

Речевая зарядка помогает решить следующие задачи: установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференцировать сходные единицы чтения, накопить в памяти слоги и слова, а кроме того, внушить детям уверенность в себе. Дальнейшая работа с текстом вызывает интерес.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

са - за ма - мя гол - кол

со - зо мо - мё гора - кора

су - зу му - мю игра – икра

2. Чтение слов по подобию.

мак майка Ваня

рак зайка Маня

бак гайка Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.

3. Чтение слов с наращиванием согласных.

низ - вниз плыл - всплыл

чай - чайник бил - вбил

плеск - всплеск двор - дворник

лез - влез копал - вскопал рыба - рыбак

4. Чтение слогов и слов с подготовкой.

а - ан - бан - бант

е - се - сер - серп

о - то - сто - стол - столб

с - то - сто - ит - стоит

з - ва - зва -ли - звали

г-на-гна-ли-гнали

5. Чтение слов, полученных путем перестановки букв или отличающихся одной-двумя буквами.

пила - липа карп - парк

коза - коса палка - лапка

гора - рога ужи - лужи

кукла - кулак рыбак - рыбка

верь – зверь волос - слово

ручка - круча мышка – мошка

6. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни.

накормил унёс

напилил увёз

намазал увёл

Подобные задания закрепляют навык чтения слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляции. Их хоровое проговаривание организует школьников и создает в классе хороший эмоциональный настрой.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

При переходе к чтению целыми словами целесообразно включать в речевую зарядку тексты. Их подбор осуществляется с учетом нескольких требований:

- доступность содержания;

- простота слов и предложений, входящих в текст;

- относительная занимательность сюжета;

- различия в объеме текстов и сложности фабулы для обеспечения дифференцированного подхода к школьникам.

Работа над текстом проходит следующим образом:

1. Тексты на карточках (разные по содержанию и объему) раздаются учащимся. Объем текстов соответствует технике чтения каждого ученика. Количество слов в рассказах постепенно увеличивается, по мере продвижения в технике чтения.

2 Предлагается задание: в течение одной минуты прочитать текст, напечатанный на карточке, про себя, подготавливаясь к быстрому и плавному чтению вслух.

3. После окончания молчаливого чтения (чтение шепотом не исключается) - чтение вслух  текста в пределах того же времени.

4. В результате молчаливого чтения выполняет два задания: читает текст про себя и формулирует вопрос, который он задаст классу, если его вызовут для чтения.

10. Работа с таблицами.

Формированию у детей умения читать слоги и слова служит использование слоговых таблиц.

Работа с таблицей согласных.

Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

Ж Л П Ф Х Ч Ш Б Р П Т С Т К Л

М Н Д Г М К Т Ф Т Р М Г Н Ж З

В Д Ф Х Ф Г М Н Б С К Т Ф М Н

П Т К З Р М В Д Г Б Ф К З Р Ч

З С Ч К Т Ф Т Щ Д М Л Х В Д М

Д Г Р Ш К Т Б С Т Ц Т Р С Ч Ш

Т Р Г Х Л Д К В Ч Т Б Л М Н З

М Ф Т Ч С Б Н П Ж Л Ч Ш Г Х Р

Б С Л Н Р Г Л Ц М Б Д Ф Ж Ц Ж

Н Б С М Н П Р Л К Ф Х Ц Ч Ш П

Ф O М Ж Д Ш Х Ч М К Б П Р В С

К П Ш Л Ц З Ч К Л Н В Д Щ Ф Т

Р М Н П Ш Л Ж Ц С Х Р З Б Ч В

Ш Ч Ж Н Б В Д З Т Г П Ч Х Б К

Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например: первый ряд читает с гласным (а), второй ряд — с гласным (о), третий ряд — с гласным (у).

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Принцип создания другой таблицы довольно прост: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали — прямые открытые слоги.

Работу с таблицами можно проводить в игровой форме, в игре «Слоги забыли свое место»

Составь предложение

Описание игры. Дети читают его и придумывают с ним предложение.

Найди то, что я покажу

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры.

Ученик читает слог на карточке, находит его на слоговой таблице и показывает указкой. Я начну, а ты продолжи

Оборудование: карточка со стрелкой.

Описание игры. Ученик находит на таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.

Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя тренировочная работа.

Особое место отводиться стимулированию учащихся при обучении чтению. Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть отмечен. Важно показать ребенку результаты его труда, вовремя похвалить, оценить его работу высокой отметкой. При такой организации процесса дети работают заинтересованно и увлеченно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкая М.В. Тексты по чтению. -М.: Дрофа, 2001.

2. Горецкий В.Г. О некоторых причинах низкого качества уроков чтения и пути их преодоления // Начальная школа. - 1997. -№12.

3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетради по чтению для 1-4 классов. - М.: Баласс, 2001.

4. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. - Тула: Изд-во «Родничок», 2004.

5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль: «Академия развития», 1998

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М: АРКТИ, 2001.

7. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. – М.: ВАКО, 2007.-128с.-(Мастерская учителя).

Развитие мелкой моторики
через графические игровые задания

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать и т. д.

Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?

1. Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день). Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

3. Песочная терапия.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.

Найдите большую коробку, заполните ее наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке, и сделайте это, когда он отвернется. Постепенно можно увеличивать количество запрятанных игрушек.

Предложите ребенку смоделировать песочную проекцию. Например, в соответствии с имеющимся опытом ребенка, попросите его изобразить зоопарк, домашних животных, лес и т. д. Пусть ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Придумайте и смоделируйте песочную проекцию с различными ландшафтами (горы, водоемы, равнины и. т. д.) на основе знакомых ребенку лексических тем (например, дикие животные). Используйте для построения проекции фигурки домашних животных. Предложите ребенку исправить картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных и поместить их в свойственные им ландшафты.

Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.

4. Вырезание ножницами.

Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки), дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму, а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

5. Аппликации.

Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Материалом для плетения могут быть прутья ивы, солома, шпон, а так же бумага, тонкий картон, ткань, тесьма, лента и др. Ребенку можно предложить сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному. Для успешного обучения изготовления игрушек оригами с детьми в игровой форме нужно выучить обозначения заготовок (базовые формы) и условные обозначения (сейчас продается множество книг по технике оригами). В дальнейшем это облегчит изготовление и сократит время на выполнение игрушки. Для запоминания и закрепления базовых форм с детьми можно использовать следующие игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик?», «Где чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и др.

На занятиях оригами эффективно использовать сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием. В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д. Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

8. Шнуровки - зачем они?

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

9. Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

  • обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  • рисование по опорным точкам;
  • дорисовывание второй половины рисунка;
  • рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге.

10. Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно взять задание и на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховка и раскрашивание контурных изображений, картинок в альбомах для раскрашивания. Предусматривается постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: «Нарисуй волны, большие и маленькие, три большие волны и три маленькие». Затем усложняется работа по дорисовыванию орнаментов и лабиринтов.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

11. Штриховка.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении:

Игра «От дома к дому». Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».

Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть «пройдет» по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. («Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет».)

Обведение любых вкладышей из серии «рамки и вкладыши Монтессори» полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы.

Рисование орнамента. Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически будут развивать пальцы рук, а значит будут развивать речь и мышление ребенка.

 Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Безруких М.М. «Обучение письму»/М.М. Безруких - М.: Просвещение.-1997 г.

3. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

4. Илюхина В.И. «Волшебные линии». Книга для детей и родителей./В.И. Илюхина - М.: Дрофа. - 2011 г.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Дидактическая игра как средство   автоматизации и дифференциации звуков.

     Мы все понимаем насколько важно устранить все недостатки звукопроизношения. Логопедическая работа по устранению недостатков звукопроизношения проводится в несколько этапов. Важнейшим из них является этап формирования умения произносить звук в различных учебно-коммуникативных ситуациях, автоматизация, а затем и дифференциация поставленного звука.

     Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях на специально подобранном речевом материале. Для этого используются приёмы отражённого повторения и самостоятельного называния.

     Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности.

     Для успешного проведения данной работы необходимы следующие благоприятные условия:

лишь при условии совместной деятельности дефектолога и родителей, у детей постепенно исчезают недостатки звукопроизношения.

     Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво, и они быстро устают. Чтобы повысить интерес к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы.

Игровые методы обязательно включаются в логопедическую практику. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Это позволяет решить сразу несколько задач. Организуя игру, дефектолог общается с ребёнком «на равных», завоевывает его любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Игровые ситуации побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта. Все это повышает эффективность коррекционной работы.

У детей складывается несколько различных видов игры, в том числе дидактическая игра.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию творчества, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, решают определенную коррекционную задачу, а именно повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Дидактические игры – эффективное средство в работе по автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности их проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных звуков.

Количество и разнообразие игр на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. Хочется, чтобы трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.

     Вначале проводим работу по уточнению и закреплению изолированного произношения звука. Для этого можно применять следующие игровые упражнения.

«Звуковые дорожки»

Ребенок произносит автоматизируемый звук и одновременно проводит пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, птички, бабочки и т. д. 

«Пальчики здороваются»

Ребенку предлагается произносить звук и поочередно касаться подушечками одноименных пальцев обеих рук. Или, поочередно каждым пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой.

«Стучалочка»

Дефектолог воспроизводит какой-либо шумовой звук (хлопки в ладоши, топанье ногой), ребенок произносит трудный звук столько же раз.

«Человечек»

Ребенок произносит звук и одновременно «шагает» пальчиками по столу (дорожке, ступенькам)

«Говорящие прищепки»

Прикрепляя лучики (прищепки) к солнышку, произносим автоматизируемый звук.

«Шарики»  

На листе вразброс изображены воздушные шары без ниточек. Произнося звук, ребёнок подрисовывает к шарикам ниточки.

«Цыплёнок»

На листе изображён цыплёнок. Во время произношения ребёнок «кормит» цыплёнка, рисуя на листе «зёрнышки». Далее проводится включение звука в слоги. Слог — более простая речевая единица по сравнению со словом.

«Догонялки»

Дети вдвоём (или с дефектологом) наперегонки «шагают» пальчиками и проговаривают нужные слоги.

«Чьи следы?»

Шагая пальчиками по игровому полю с изображением следов различных живых существ (птиц, животных, людей), проговариваем слоги.

«Собери букет»

Дети гуляют пальчиками по игровому полю с изображением цветов, на которых написаны слоги, и читают их, четко проговаривая звуки.

«Повтори, не ошибись»

Ребенку предлагается послушать звуковые цепочки, произносимые логопедом в разном темпе, ритме, с разным ритмическим рисунком и точно и четко повторить.

«Ступеньки»

Ребенок поднимается пальчиками по нарисованным ступенькам и одновременно проговаривает слоги.

«Прищепки – болтушки

Прикрепляя капельки (прищепки) к тучке, произносим слоги.

«Дождевая туча»

На листе изображены тучи. Ребёнок произносит слог и рисует под каждой тучей струйки дождя.

«Лягушонок»

Лягушонок прыгает по листьям кувшинки, произнося самостоятельно или вслед за логопедом слоги в разном темпе и ритме.

«Собери бусы»

Ребёнку предлагается отсчитывать бусины на счётах, собирать или перебирать бусы, проговаривая необходимые слоги.

«Музыкант»

Имитируя игру на пианино, ребенок ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог.

«Капитошка»

Ребенок передвигает «капитошку» и произносит слоги.

«Программист»

Ребёнок имитирует работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.

Следующим этапом является автоматизация звука на уровне слов. Эта работа должна быть не только над звукопроизношением, но и на лексическом уровне, а также сочетаться с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Здесь хотелось бы привлечь ваше внимание к следующим играм и игровым упражнениям.

Игра «Логопедическое лото»

В настоящее время в продаже существует большое количество разнообразных логопедических лото, которые мы успешно используем в работе.

«Игры – бродилки»

В игре принимают участие 2 и более детей. Нужно пройти по игровому полю с помощью кубика, при этом называя картинки. Картинки подобраны с учетом автоматизируемого звука. 

Можно называть картинку, согласовывая это слово с числительным.  

Игра «Чудесный мешочек»

Ребенку предлагается мешочек или коробочка, в котором спрятаны знакомые ему предметы, в названии которых присутствует автоматизируемый звук. Ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав предмет называет его, четко произнося все звуки. После этого достает предмет из мешочка, проверяя себя.

Игра «Что лишнее»

На карточках изображены 4 предмета, 3 из которых можно назвать одним словом, а четвертый – лишний. Ребенок называет лишний предмет, объяснив свой выбор. Картинки подбираются с учетом автоматизируемого звука.

Игра «Собери картинку»

Здесь используются разрезные картинки, название которых содержит автоматизируемый звук. Ребенок собирает картинку, четко произнося слово. В качестве усложнения можно предложить ребенку отыскать части от своей картинки среди других.

Затем можно предложить подобать слова - действия или слова - признаки к данной картинке, составить по ней предложение или описательный рассказ.

«Найди дорожку»

Нужно передвигаться по картинкам, на которых изображены предметы с заданным звуком, закрывая картинки фишками. Как вариант можно раскрашивать нужные картинки. Можно выкладывая дорожку, делить слова на слоги класть соответствующее количество камушков.

Игра «Звуковое домино»

Играют от 2 до 4 человек. Детям раздается по 6 карточек и предлагается играть в домино, четко и громко называя все картинки. Все карточки содержат отрабатываемый звук.

Игра «Лабиринт»

Необходимо пройти лабиринт, называя все предметы, которые встречаются на пути.

Игра «Прятки»

Ребенку предлагается узнать предметы по их силуэту и назвать их.

Игра «Путаница»

Ребенок рассматривает картинку и называет предметы (животных), которые на ней изображены.

Игра «Артисты»

Ребенку предлагается назвать картинки с разно интонацией, разным голосом.

Могут использоваться карточки со знаками препинания, мышка и мишка, картинки с изображением настроения

Игра «Подбери предметы»

Нужно разместить картинки на поле в соответствии с цветом и изображением. Каждый раз, проговаривая словосочетание, например: красная краска.

Упражнение «Художник».

Художник Карандаш решил устроить выставку. Однако часть картин еще не готова. Помоги Карандашу. Раскрась картинки подходящими цветами — красным, розовым и оранжевым. Расскажи о том, что у тебя получи­лось.

Иры с предметными картинками – широко используются всеми нами. Я предлагаю вам вспомнить их. Каждой группе даны предметные картинки, подумайте и покажите, как бы вы поиграли с ребенком на этапе автоматизации, используя эти картинки.

При необходимости можете использовать атрибуты или нарисовать их.

Список использованной литературы

  • Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке звуков [c], [ш], [л], [р]. Пособие для логопедов Спб.: Каро, 2006

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.